Булгаков Михаил - Статьи, Рассказы, Наброски (Сборник)
Михаил Булгаков
Сборник. Статьи, рассказы, наброски
* Михаил Булгаков. 1-ая детская коммуна
Собр. соч. в 5 т. Т.2. М.: Худож. лит., 1992.
OCR Гуцев В.Н.
Одна из руководительниц в пальто и калошах стояла в вестибюле и
говорила:
- Заведующий поехал на заседание, а Сергей Федорович пошел по воинской
повинности, и мне, как назло, сейчас нужно уходить. Такая досада... Как же
тут быть? Впрочем, может быть, вам Леша все покажет?..
Дискант с площадки лестницы отозвался:
- Леша чинит замки.
- Позовите Лешу!
- Сейчас!
И вверху дискант закричал:
- Ле-еша!
Послышались откуда-то издали сверху звуки пианино, а в ответ ему птичье
пересвистыванье и писк. В вестибюле висел матовый с бронзой фонарь, было
тихо и очень тепло, и, если бы не плакат, на котором с одной стороны был
мощный корабль, с другой - паровоз, а посредине - "Знание все победит", -
казалось бы, что это вовсе не в коммуне, а дома, как в детстве, - в доме
уютном и очень теплом.
Леша пришел через несколько минут. Леша оказался председателем
президиума детской коммуны - блондином-подростком в черных штанах и защитной
куртке. В руках у него были старенькие замки. За Лешей тотчас вынырнул некто
круглоголовый, стриженый и румяный. Из расспросов выяснилось, что это не кто
иной, как -
- Кузьмик Евстафий, 13-ти лет.
Кузьмик Евстафий был в серой куртке, коротких, серых же, штанах и
по-домашнему совершенно босой.
Леша повел в светлый зал - студию художественного творчества. Тут
руководительница ушла, облегченно вздохнув, и на прощание сказала еще раз:
- Они вам все объяснят...
Студия - как музей. На стенах, столах, на подставках нет клочка места,
где бы не было детских работ. Высоко на стене надпись:
"Не сознание людей определяет их бытие, но напротив - общественная
жизнь определяет их сознание".
Под надписью ряды рисунков, а на широких подставках, сделанные из
картона, палок и ваты, - снежные пространства и юрты, северные угрюмые люди
в мехах и олени.
- Какая жизнь у них, такой и бог, - говорит Леша. Это верно. При такой
жизни хорошего бога не сочинишь, и бог северных некультурных людей -
безобразный, с дико-изумленными глазами, неумный, по-видимому, и мрачный,
холодный северный бог на стене.
Светает, товарищ,
Работать пора -
Работы усиленной
Требует край.
Под четверостишием - завод имени Бухарина. Он электрифицирован! У
картонного корпуса лампа. К ограде идут рабочие. И сразу видно, что они
сознательные, потому что у одного из них в руках газета.
Рядом макет: "Как жил рабочий раньше и теперь". В правой половине тьма,
сумерки, мрачная печь, голый стол, теснота, нары. В левой - опрятная комната
с занавесками, мебель, просторно и чисто.
"Школа прежде и теперь". Прежняя школа под эмблемой: цепь, религиозная
книжка, кнут; новая - под серпом и молотом. В старой школе выпиленные из
дерева горбатые ученики уткнулись носами в парты и стоит сердитый учитель с
палкой. В новой - парт нет. Там телескоп, там станки, рубанки, книги. И
розоватый свет льется через огромные окна в новую просторную школу.
- А вот некоторые девочки думают, что с партами лучше, по-прежнему, -
говорит Леша.
Школа, фабрика, театр - нет угла жизни, который бы не отразился в
рисунках и макетах, сотворенных детскими руками, в этой огромной комнате,
где разбегаются глаза. Старшие ребята соорудили макеты к "Вию", младшие
нагромоздили маленькие примитивные и наивные макеты с декорациями к пьесам,
которые они видели.
Стена полна рисунков карандашом и красками. И сверху гордо кра